По следам OVERBOOKING: 15-летие, цифры, личное

В 2023 году TravelLine исполнилось 15 лет. Отметить день рождения компании собрались отельеры со всей страны на офлайн-конференции в Москве — OVERBOOKING. Чтобы подвести итог мероприятия и обсудить путь компании за 15 лет, мы пообщались с гендиром TravelLine — Сашей Галочкиным.

В интервью обсудили:
— итоги 15-летия и главные достижения TL в цифрах;
— думал ли Саша закрыть бизнес, и что это были за моменты;
— самое сложное решение, которое пришлось принимать в бизнесе;
— минусы крупной компании и философия fail fast;
— по следам OVERBOOKING: атмосфера, отзывы, итоги.

Давай попробуем подвести итог 15-летия и главные достижения TL в цифрах. Например, у нас 600+ сотрудников, 13 инструментов… Какие еще цифры приходят в голову?

— Понятно, что есть какая-то проза дня. Это годовые планы по выручке на три года, на пять. Прибыль, ebitda, рост клиентской базы и прочее. К счастью, нам удается идти с опережением этих планов чаще всего. Но есть и совершенно другие удивительные цифры, которые неочевидны на первый взгляд.

Например, это количество часов в командировках наших сотрудников. Мне однажды Александр Шаров сказал, что он 200 дней в году ночует не дома. Получается, что командировки — это прям основное время нахождения, а домой ты приезжаешь по остаточному принципу.

Меня еще очень цепляют цифры, когда наша хозяйка по кухне говорит, что сегодня в нашем офисе было выпито 500 чашек кофе. Далеко не каждая кофейня в нашем городе может похвастаться таким результатом. А для нас это такая проза жизни.

Еще из интересных цифр — это количество часов, потраченных на разработку каких-то сложных инструментов. Например, тот же самый модуль бронирования. Сейчас сложно подсчитать, сколько времени мы потратили, но это прям какие-то астрономические цифры за 15 лет.

Удивляет, когда узнаешь, что в саппорт за день прилетает 600 запросов. Или количество фича-реквестов — 450 запросов на доработки и улучшения мы получаем каждый месяц, это примерно 5 000 запросов в год. И ты должен как-то балансировать в этом всем. Это те цифры, которые по-настоящему удивляют. Вот они и являются показателем масштабов, а где-то даже здоровья и успешности бизнеса.

 А давай добавим сюда еще цифр: сколько раз ты думал «А не закрыть ли мне все это?». Что это были за моменты?

— Такое случалось только один раз. Это было в самом начале, году в 2010-м. Отработав в 2009 году все лето и подключив практически все отели Казани, мы обнаружили, что можем заработать примерно 1 000 $ в месяц. И это при том, что у тебя в проекте уже команда из 15 человек.

И вот ты понимаешь, что, возможно, изначально была выбрана не та бизнес-гипотеза. Может быть, вся эта история нерабочая в принципе. Ну, тогда тебя просто ждет участь 99% всех стартапов, которые оказались в долине смерти.

Что послужило спасательным моментом, что остановило от закрытия?

— Есть у человека такой феномен — привязанность к результатам своего труда. Я, видимо, настолько люблю проект, которым занимаюсь последние 15 лет, что вариант взять и закрыть его — это слишком. Слишком много у нас переплетено такого совместного. Где-то уже начинаешь к проекту относиться не как к работе или бизнесу, а как к родному сыну. Когда-то это хорошо, а когда-то не очень. Но у меня вот так.

 Какое самое сложное решение в бизнесе тебе пришлось принимать?

— Думаю, что самое сложное решение в бизнесе у меня еще впереди. Но могу сказать, что самое неприятное на позиции директора — это, конечно, увольнения. В ковид нам пришлось одним днем сократить 57 человек. И пусть мы все сделали по фэншую: с тремя зарплатами, отпускными и премиями. Но это был, наверное, самый тяжелый день в моей жизни.

В последнее время произошло много глобальных перемен. Что тебе помогло в эти сложные периоды не сойти с ума?

— Про спокойствие говорить не приходится, у нас перемены происходят очень быстро. И у тебя волей-неволей вырабатывается дополнительная стрессоустойчивость. С одной стороны, это, наверное, не очень полезно. А с другой, это дает возможность наращивать доспехи и броню, чтобы выживать.

Тут еще многое зависит от того, как ты к стрессу относишься. Одни смотрят на него как на такую большую и очень неприятную сущность, которая заставляет все время находиться в разобранном состоянии. Другие видят в стрессе внешнее воздействие, которое побуждает какие-то изменения делать. Возможно, очень неприятные. Например, чтобы спастись, надо холодную реку переплыть. Но, переплыв эту реку и отдышавшись, ты где-то стал слабее, а где-то сильнее. Но при этом у тебя точно появился опыт переплывания холодных рек.

Расскажи о минусах крупной компании, которые ты видишь.

— Минусы крупной компании вытекают из ее плюсов. С одной стороны, у тебя уже есть какие-то большие показатели, мощности, крупная клиентская база, много сотрудников. Но с другой стороны, очень важно при этом не расплескать атмосферу. С этим прям надо заморачиваться. То есть HR-ы, внутренние руководители и ты сам должны постоянно помнить, что эмоциональный фон внутри компании должен быть здоровым.

Главная ценность TravelLine — это люди: наши клиенты и наша команда. Потому что любой бизнес — это отношения людей. И от этого зависит качество общения и качество жизни.

Еще, когда ты управляешь большим кораблем, резкие маневры и изменения приходится делать с большой осторожностью. Например, когда едешь на моторке по Волге, можно делать все что угодно: и резкие развороты, и где-то на глиссер выйти, и даже прыжки по волнам сделать. А если плывешь на теплоходе, то резкий поворот руля приведет к тому, что в начале судно резко повернется, а потом просто ляжет на воду и утонет.

С другой стороны, теплоход может перевезти огромное количество людей. Конечно, гнать на моторке по Волге гораздо драйвовее, чем ехать на теплоходе. Но когда ты превратился в теплоход, то и вести себя приходится соответственно: избегать резких движений, где-то страховаться. На тебе слишком большая ответственность, ведь ты рискуешь уже не только своей жизнью, но и жизнями других людей — командой, пассажирами, клиентами.

 Ты смело говоришь про ошибки, которые совершал в бизнесе. Это сильная позиция. Расскажи про свою философию fail fast?

— Тут прям издалека начну. Проблема нашего образования и воспитания в том, что у нас, к сожалению, очень любят наказывать за ошибки. Например, если ты рассказал стишок с запинкой, тебе обязательно поставят плохую оценку. Да еще и перед классом скажут что-нибудь из серии: «Мог бы лучше, но не постарался». Понятно, что все это не особо мотивирует. И тут многие впадают в крайности: либо ты становишься отличником, который страшно боится ошибок и потихоньку сходит с ума. Либо пофигистом, которому уже на все плевать. В институте все примерно так же.

Потом в жизни у тебя появляется какая-то боязнь ошибиться, потому что в голове уже наработались нейронные цепочки по негативной отработке этой ситуации. Это здóрово сужает вариативность нашего будущего. А по идее жизнь состоит из проб и ошибок, экспериментов со своим настоящим и будущим. И в этом нет ничего плохого. Поэтому тут классно работает принцип fail fast — ошибайся быстро. Если ты попробовал, и что-то не работает, признавай ошибку, исправляй ее и беги дальше.

Кстати, способность признать ошибку — это тоже в нашем обществе какая-то такая запретная тема. Даже если ты явным образом накосячил, нет ничего более правильного, чем честно это признать. Причем в глазах своего окружения ты наберешь кучу очков.
Видеоинтервью с Сашей Галочкиным «На страже отелей»

— Были ли проекты, в которые ты не верил, а они взлетели?

— Если мы во что-то не верим, то мы этим просто не занимаемся. Поэтому скажу обратное: были проекты, в которые я верил, а они не взлетели. Иногда думаешь, что дело верное, надо им заниматься, но проект почему-то не взлетает. Тут ты либо мимо рынка попал, либо в бизнес-модели ошибся, экономику не просчитал, либо просто опоздал.

Например, в 2013 году мы немного опоздали с разработкой менеджера каналов. Мы тогда активно занимались B2B-проектом. Разрабатывали систему, которая позволила бы агентам заходить на сайт отеля, логиниться в личном кабинете и бронировать по специальным закрытым тарифам. По факту эта система оказалась довольно сложно внедряемой. А потратили мы на нее год.

Поэтому, когда на рынке появился первый импортный channel manager, нам пришлось быстро-быстро догонять его. В итоге мы разработали первый российский менеджер каналов.

К слову о первых: в этом году у TravelLine была первая крупная офлайн-конференция — OVERBOOKING. Расскажи, почему вы решили ее провести?

— На самом деле, тема с собственной офлайн-конференцией у нас давно муссировалась. Мы еще в 2020 году хотели ее провести, даже площадку оплатили. В тот год ничего не вышло из-за ковида. А в двадцать третьем году все сошлось. Пятнадцатилетие — классный повод, чтобы собраться всем вместе.

Мы изначально к этому мероприятию довольно придирчиво подошли. Нам очень хотелось сделать формат на уровне хорошего топового пятизвездочного отеля. Чтобы он был дорогой, теплый и ламповый. Поэтому не случайно и локация была выбрана в самом центре, и отель The Carlton Moscow — наш клиент с недавних пор. Я думаю, многим отельерам просто было любопытно там оказаться. Потому что люди могут жить в Москве всю жизнь, а в Carlton так и не зайти.

Теперь о том, почему мы решили организовать бесплатную конференцию. Я считаю, что, работая с индустрией, ты что-то должен делать для ее развития. Например, мы у себя в Йошкар-Оле ежегодно благотворительные проекты делаем — где-то дорогу построим, спортивную площадку. Вот так понемножечку выстраиваем вокруг себя такой более качественный мир.

Вот и в профессиональной индустрии, где ты ведешь бизнес, это тоже надо делать. Это тоже некая культура, участие в процессах. И совсем необязательно такие вещи делать за деньги, ты их вполне можешь делать просто так.

Опиши OVERBOOKING в трех словах?

  1. Нетворкинг — профессиональное общение. Его там было очень много, люди прямо там варились.
  2. Крутой контент. Мы над этим прям заморочились, и получились реально крутые выступления. Я для себя лично много инсайтов словил.
  3. Атмосфера. Мероприятие получилось очень атмосферным. Спасибо и отелю The Carlton Moscow, и нашим организаторам, и спикерам. Реально такая теплая встреча получилась, отзывы клиентов нас греют до сих пор.  

Когда ты проводишь какое-то мероприятие, ты в него вкладываешь кусок сердца, прямо отрываешь его. И потом, спустя какое-то время, видишь благодарность людей, которые говорят: «Ребята, у вас так классно получилось!». И тогда понимаешь, что все это не зря. Приобретаешь ты гораздо больше, чем потратил на подготовку мероприятия.

— Будет ли OVERBOOKING ежегодной традицией?

Конечно, хочется ответить, что да. Но давайте мы еще немножко здесь поварим, порефлексируем, сделаем ретроспективу и работу над ошибками. Мы живем в реальном мире, и нам надо какие-то прагматичные вещи тоже учитывать.

Но в целом первый опыт офлайн-конференции оказался просто потрясающий! Участвовать в этом всем было суперинтересно, суперприятно и очень продуктивно.

— Давай зафиналим наш разговор планами TravelLine на будущее. Что планируете делать, куда двигаться?

Сейчас в РФ отличное время для роста отечественного бизнеса, так как многие ниши на рынке стали сильно свободнее. Мы, как и многие другие компании, активно используем это окно возможностей. Благо для этого у нас есть все средства — продукты, команда, экспертиза, доверие клиентов.

При этом, некоторые продукты имеет смысл разрабатывать самим, а некоторые можно просто взять на рынке и подружить с нашими технологиями. Это позволяет выиграть время. Так, инвестиции в компанию RealtyCalendar позволили сфокусироваться на рынке апартаментов, а технологии HotBot — закрыть широкий пласт функционала по работе с дополнительными услугами отеля.

Кроме этого, у нас есть ясное понимание, куда мы еще можем двигаться, чтобы давать нашим клиентам еще более качественные инструменты и сервис. Но об этом расскажем чуть позже, следите за нашим Telegram-каналом. 

  источник: TravelLine (Трэвел Лайн)

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника