Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Отель в стиле анимализма
Звериный ГОСТ
Очевидно, что до западного уровня развития зоогостиничного сервиса его российскому сегменту еще далеко. В США количество отелей для животных приближается к 10 тыс., в Англии или Австралии счет идет на сотни. Для сравнения: в Москве и Подмосковье действует 50-60 зоогостиниц (из них 10-15 крупных — 30 номеров), причем доля столичного региона в общероссийском списке профильных заведений — 80-85%, говорит директор первой специализированной гостиницы для кошек в России Cat`s Dream Hotel Максим Кивва.
Тем не менее цивилизованный гостиничный сервис для братьев наших меньших уже не такая экзотика, какой он казался еще в начале 2000-х годов, и спрос на услугу медленно, но верно растет. Так, в 2006 году объем российского рынка гостиниц для животных оценивался в $1 млн, сейчас он составляет около $3-4 млн, а общий оборот рынка временного содержания животных, включая частников, $5 млн.
Сегодня в Москве можно найти предложения по передержке практически любых домашних животных, в том числе морских свинок (специализированный "Свинотель"), черепах и лягушек (например, гостиницы для экзотических животных на базе зоомагазинов terrariy.ru и "Гекко"). Но подавляющее большинство гостиниц рассчитано, разумеется, на собак и кошек. Среди лучших заведений сами участники рынка называют кинологические центры "Хорс" и "Атаман" (собаки), Cat`s Dream Hotel и "Зоохутор" (кошки), Pets Hotel и "Ганхор" (кошки и собаки).
Гостиницы для животных стали появляться в России в середине 1990-х годов, а в 1997-м ввели обязательное лицензирование соответствующей деятельности. Однако в 2005 году власти сочли, что этот контрольный механизм неэффективен, и лицензирование отменили. Никаких правил и стандартов организации бизнеса такого рода на сегодня не существует, и каждый предприниматель, который рискнул открыть зоогостиницу, обустраивает ее согласно своим представлениям о качестве такого рода услуг, выполняя лишь санитарно-эпидемиологические требования.
Правда, как рассказала "Деньгам" гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова, в прошлом году при поддержке союза в Росстандарте был создан технический комитет N 140 под названием "Продукция и услуги для непродуктивных животных" (то есть не используемых для производства продуктов питания). "В этом году в план Росстандарта включена разработка четырех наших ГОСТов, один из них называется "Услуги для непродуктивных животных", кроме прочего он будет описывать и гостиничный сервис",— говорит Колчанова.
По ее словам, замечательно, если предприниматель любит животных и организует все со знанием дела: большие вольеры, места для прогулок, питания, дрессировки, игровые площадки и т. п. "А другой в семь рядов поставит клетки, и там бедные животные переживают настоящий стресс. Когда их разлучают с хозяевами, они и так испытывают нервный шок. Поэтому стандарты необходимы, и над этим мы сейчас работаем",— рассказывает Татьяна Колчанова.
Трудности передержки
На рынке пока еще больше смешанных гостиниц, наиболее частый случай — и для собак, и для кошек. Однако с маркетинговой точки зрения специализация всегда будет иметь преимущества, считает Максим Кивва: "Клиенты часто уточняют, действительно ли у нас в гостинице нет собак. Для хозяев это очень важно, ведь по общепринятому мнению собаки и кошки были и будут врагами".
Кивва рассказывает, как он вместе с родителями решил организовать кошачью гостиницу: "У нас был участок в 15 соток в подмосковном Железнодорожном и недостроенный дом. Хотелось заниматься таким бизнесом, который обеспечил бы содержание дома, хозяйства и приносил бы какой-то доход. Выбор пал на гостиницу для кошек: здесь была минимальная конкуренция и невысокие первоначальные затраты". Для начала Кивва объездил все работавшие в тот момент зоогостиницы под видом клиента, чтобы понять, какой предлагается уровень сервиса. По словам предпринимателя, увиденное его не удовлетворило. Просмотр около сотни вариантов зарубежных гостиниц в интернете — тоже.
"В России на стадии становления этого рынка многие делали гостиницы по западным лекалам: это были тесные шкафчики с полочками, никакого комфорта для постояльцев,— говорит Михаил Ильченко, владелец кошачьей гостиницы "Зоохутор" в подмосковной Баковке.— Сказывались различия в менталитете: на Западе домашние животные, если утрировать, сродни предмету интерьера, а у нас они все-таки как полноценные члены семьи. Поэтому изначально мы решили строить небольшие, но полноценные комнаты". Как и Максиму Кивве с его Cat`s Dream Hotel, Михаилу Ильченко помогли наладить бизнес земля и дом в собственности.
Проект Cat`s Dream Hotel был запущен в 2004 году. Первоначальные вложения в гостиницу — в строительство и оснащение 17 кошачьих номеров составили несколько тысяч долларов. Сейчас в Cat`s Dream Hotel уже больше сотни комнат с разным уровнем сервиса.
Чтобы открыть гостиницу для кошек с хорошим уровнем услуг, сегодня потребуется $300-500 тыс., в гостиницу для собак или заведение смешанного типа необходимо вложить $1-1,5 млн, размышляет Кивва. Основные статьи затрат будут капитальными — земля и строительство, поэтому очень многое в этом бизнесе зависит от исходных условий. Так, частнику на организацию дела денег потребуется на порядок меньше — $50-100 тыс. На быструю окупаемость рассчитывать не приходится — бизнес очень специфический. При правильном отношении к делу срок окупаемости может составить 4-6 лет, а рентабельность — 15-25%, говорит Кивва.
Зоогостиница может приносить прибыль, только если среднемесячная заселяемость будет не меньше 50%, уверена гендиректор старейшего на рынке заведения "Ганхор" Анна Мусницкая. "Ганхор" была открыта в 1996 году на территории бывшего питомника служебного собаководства и располагает 24 собачьими и 16 кошачьими номерами. По словам Мусницкой, работать приходится фактически на грани рентабельности.
Почти все зоогостиницы находятся в области, арендовать землю у города под отель для животных (не говоря уже о том, чтобы выкупить ее) практически нереально, убеждены участники рынка. Сильно осложняет жизнь отельерам и сезонность бизнеса. Пики спроса приходятся на новогодние каникулы, майские праздники и период летних отпусков. "Сезонность режет просто наповал, скачки сумасшедшие. Хотя за 15 лет амплитуда заселяемости снизилась, все равно она имеет ярко выраженный сезонный характер,— рассказывает Анна Мусницкая.— Гостиница не пустует, но заселяемость — на уровне 20%, а это ужас для любого предпринимателя". По словам Максима Киввы, в межсезонье заполняемость может опускаться до 10-15%, и тогда это бизнес "в ноль", или убыточный.
Зато с прицелом на праздники места в хорошо зарекомендовавших себя отелях приходится бронировать сильно загодя — за несколько недель. "Наш бизнес сильно связан с туристическим, горячая пора совпадает,— говорит Максим Кивва.— А в межсезонье нашими услугами пользуются те, кто едет в командировки, затевает ремонт или переезд".
Участники рынка говорят, что каждый год ближе к лету появляется несколько игроков-частников, которые мало заботятся о комфорте для постояльцев и потому имеют возможность демпинговать (расценки у них в среднем в 1,5 раза ниже, чем у профессиональных отельеров). "Люди, которые приходят сюда быстро заработать в сезон, как правило, не удерживаются на рынке. Многие открываются из чистого расчета сорвать куш. А здесь нет больших денег. Чтобы этим бизнесом заниматься, надо хотя бы немножко любить то, что делаешь",— полагает Михаил Ильченко.
Сами участники рынка характеризуют конкуренцию в своем секторе как высокую, но услуги достойного качества найти не просто, говорят они. Правда, отмечает Максим Кивва, новые заведения все чаще открываются с оглядкой на лидеров рынка, ориентируясь на лучшие стандарты,— это касается и услуг, и организации пространства, и ремонта помещений.
Иногда зоогостиницы открывают при частных ветеринарных клиниках, как дополнительный сервис. "Это фактически гостиницы-стационары, там животных могут еще и лечить. Большой недостаток — по соседству могут быть животные с инфекционными заболеваниями",— предупреждает Анна Мусницкая. "Я допускаю создание гостиницы или пунктов временного содержания при ветклиниках,— говорит Максим Кивва.— Но для отеля должен быть отдельный вход, чтобы не было воздушного пересечения с больными животными".
Маяки сервиса
Просторные вольеры, территория для выгула собак (выгул трехразовый), комнаты в несколько ярусов для кошек, ветеринарный осмотр при поступлении постояльца — все это входит в обязательный набор услуг у всех уважающих себя заведений. К примеру, гостиница "Ганхор" для размещения собак предлагает индивидуальные номера-вольеры двух категорий — "стандарт" и "люкс". У первых площадь 6 кв. м, высота потолка — более 2 м, они рассчитаны на собак с хорошей социальной адаптивностью; стоимость проживания — 530 руб. в сутки, в сезонные пики — 630 руб. Площадь "люксов" (630 и 730 руб. соответственно) — 11 кв. м, номера имеют прямой выход на персональную прогулочную площадку и подходят для собак средних и крупных пород, предпочитающих уединение или тяжело идущих на контакт с людьми. Питание трех видов: меню "Любимое" (сухие корма, консервы, пакетики Chappi, Pedigree), "Домашнее" (бескостная говядина, мясо курицы, рис, гречка) и "Гурман" (сухие корма Hill`s, Eukanuba, Bosch). Номера состоят из двух сообщающихся помещений — отапливаемой комнаты с диванчиком и террасы под крышей с индивидуальным освещением и отоплением. В напольном покрытии использован материал эквестримат, имеющий хорошую теплопроводность, он легко моется и не скользкий для собачьих лап. Стены отделаны пластиковыми панелями и специально обработанным деревом.
Cat`s Dream Hotel предлагает номера четырех категорий: "стандарт" (330 руб. в сутки), "профессиональный" (430 руб.), "люкс" (650 руб.) и "люкс плюс" (760 руб.), различия — в размерах и оснащенности. В сезонные пики устанавливается наценка в 10%. В стандартных номерах (1,5 кв. м, высота потолка 1,2-1,3 м) три полочки-яруса, есть окошки; на верхнем этаже — домик, на втором — еда, внизу — туалет. Уровни соединены лесенками. "Профессиональные" комнаты отличаются от "стандартных" лишь высотой — 2,2 м. В "люксах" (2,5-3 кв. м) есть еще и аквариум с рыбками, полочки с электроподогревом, выход на балкончик, забранный металлической и москитной сетками. "Люксы плюс" — 4-этажные номера с двумя окошками и 2-этажным балконом. Воздух повсеместно очищается фотокаталитическими фильтрами и ионизируется. Само собой, имеются когтеточки и приспособления для лазанья.
"Питание клиент может заказать у нас или привезти корм с собой,— рассказывает Максим Кивва.— В гостинице два типа меню: "стандартное" (55 руб. в сутки, включает сухие и влажные корма экономкласса) и "шведский стол" (110 руб. в сутки, корма премиум-класса, а также домашняя пища: отварная курица, креветки, перепелиные яйца, сметана)".
Минимальный срок проживания — пять дней. После выписки постояльца номер полностью дезинфицируется и обрабатывается парогенератором. Фирма осуществляет доставку животного из дома в гостиницу и обратно с 6 до 9 часов утра, этим сервисом (490 руб. в один конец) пользуется 75% клиентов.
Как правило, требования к животным у зоогостиниц незамысловатые: постояльцы должны быть привиты, здоровы и не беременны. Ценовая политика у лидеров рынка примерно одинаковая. А в кинологических центрах помимо размещения в номере предложат услуги дрессировки, стрижки и помывки.
Опубликовано: 02 мая 2011
Просмотров: 19429
Рубрики: Интересное в мире, Гостиничный бизнес, Гостиница для животных
Регионы: Москва, Санкт-Петербург
Компании: kommersant.ru
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook