Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Калужская область выбирает туризм как один из приоритетов
Проблемы и возможности туриндустрии обсудили участники Первого Калужского Туристского форума (KALUGA DISCOVERY)
Калужская область — один из передовых регионов по развитию туризма в России. По итогам текущего года въездной турпоток в области составит, как предполагается, не менее 830 тыс. человек. Такие данные привел Николай Любимов, заместитель губернатора региона, в своем выступлении на Первом Калужском Туристском форуме.
Форум, проходивший с 24 по 26 ноября, стал масштабным событием в отрасли, объединившим на одной площадке представителей федеральных и региональных властей, экспертов туриндустрии и участников рынка. Его организаторами выступили правительство Калужской области, туристско-информационный центр «Калужский край», Информационное агентство AK&M и культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР».
Выбор региона для проведения форума был не случаен. Сейчас, наряду с развитием автомобильного и фармацевтического кластера, в Калужской области туризм является одним из ключевых направлений развития. 18 ноября текущего года на XV Ежегодной международной премии «Лидеры туриндустрии — 2011» министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области получило юбилейный диплом и серебряную корону в номинации «За успехи в развитии туризма».
До 2016 года планируется увеличить туристический поток в регионе до 2,4 млн. человек в год, сообщил Н. Любимов. Достичь такого результата предполагается за счет реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 годы». Она включает поддержку туризма различной направленности, включая культурно-познавательный, аграрный, экологический, событийный, социальный, а также реализацию механизмов частно-государственного партнерства с учетом инвестиций региональных властей в подведение коммуникаций к туристическим объектам. Планируется и осуществление новых проектов, в том числе строительство второй очереди Калужского музея истории космонавтики. Согласно программе, общий объем инвестиций в туристическую индустрию в области возрастет с 320 млн. руб. в 2011 году до 1,59 млрд. руб. в 2016 году.
Александр Радьков, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм), в своем выступлении на пленарном заседании форума рассказал о выполнении федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Общий объем финансирования по данной программе составит более 330 млрд. руб., в том числе более 96 млрд. руб. — средства федерального бюджета. В основном финансирование будет направлено на строительство инфраструктуры, чтобы компенсировать частным инвесторам наиболее дорогостоящие статьи расходов.
По словам А. Радькова, объем внутреннего турпотока в России превышает сейчас 30 млн. человек в год. Темп прироста внутреннего турпотока в первом полугодии 2011 года составил порядка 10%. Однако за тот же период число туристов, выезжающих за границу, выросло на 20%. Факторами, сдерживающими развитие внутреннего туризма, являются низкий уровень сервиса и малая транспортная доступность объектов. По данным А. Радькова, на транспортные расходы в структуре стоимости турпродуктов приходится до 70%. Выходом может стать расширение конкуренции, а также налоговое стимулирование компаний-перевозчиков и дотации от государства на перевозку льготных категорий пассажиров.
Первые семь пилотных проектов на 2012 год, которые получат государственную поддержку в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма до 2020 года», уже отобраны. В настоящее время продолжается прием заявок на участие в федеральной целевой программе. Всего из федерального бюджета на поддержку внутреннего туризма планируется выделить в ближайшие годы 96 млрд. руб. По словам А. Радькова, главные критерии для отбора проектов: разработка в регионе собственной программы развития туризма, наличие у проекта частного соинвестора и проработанной проектно-сметной документации.
О необходимости расширять представление о туризме для создания лучшего сервиса говорил в своем выступлении Сергей Шпилько, председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, президент Российского союза туриндустрии. Россия находится в точке пересечения платежеспособного спроса как со стороны Европы, так и со стороны Восточной Азии, подчеркнул он. Но пока выгодное географическое положение России недостаточно используется в туристических целях (например, по данным Ростуризма, въездной турпоток в 2010 году составил лишь немногим более 4 млн. человек).
Расширению турпотока препятствует недостаточный уровень сервиса. Однако, по мнению специалистов, нужно прежде всего работать над улучшением сервиса для путешествий внутри России, повышать стандарты до международных — тогда увеличится и въездной турпоток. Как отметил С. Шпилько, традиционных видов отдыха уже мало для удержания клиентов, требуется развитие таких новых направлений, как событийний туризм, этнографический, агротуризм и т.д. Кроме того, сейчас из сферы внимания «выпадают» целые большие категории потребителей, например, владельцы дачных участков. «Это тоже турпоток, который нуждается в сервисе, — пояснил С. Шпилько, — а мы не привыкли с ним работать».
Важная проблема туриндустрии — разрозненность услуг. Как заметил А. Радьков, сейчас даже не существует отдельной категории в ОКВЭД для туризма — услуги учитываются отдельно в разных разделах. Как пояснила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, туризм — это сложный продукт, который с точки зрения учета и управления все еще остается фрагментарным: отдельно гостиничный бизнес, отдельно организация общественного питания, отдельно экскурсии. Поэтому сложно вырабатывать некую единую стратегию.
Отсутствие единого понимания индустрии, единых стандартов работы влияет и на возможности финансирования. Как рассказал в своем выступлении Сергей Лукиян, заместитель управляющего Калужским отделением Сбербанка, сейчас банк финансирует в регионе три гостиничных проекта. Однако стартапы или нестандартные туристические проекты получают финансирование редко, так как трудно оценить их экономическую эффективность. Эта проблема остается одной из важнейших для развития отрасли.
О новых направления сервиса в туриндустрии на форуме говорили особенно много. Так, Алексей Логинов, министр спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, отметил в своем выступлении, что одним из приоритетов в регионе становится агротуризм. Ему было посвящено отдельное заседание одного из круглых столов форума.
По данным, которые привел в своем выступлении на круглом столе Павел Коновалов, заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, сейчас в регионе уже более 100 субъектов агротуризма и действует более 400 гостевых домов. Самые действенные способы помощи им, как показала практика, — это субсидирование затрат на материально-техническую базу и продвижение продукта, в том числе участие в выставках. В 2011 году на эти цели из регионального бюджета было выделено около 10 млн. руб.
Участники заседания обсудили роль агротуризма как инструмента решения социальных и территориальных проблем. Например, одна из его важнейших функций — это возвращение в сельхозоборот неиспользуемых земель. Сейчас, по словам Виталия Лаврухина, начальника отдела маркетинга министерства сельского хозяйства Калужской области, в сельскохозяйственных целях в регионе используется всего 38% земель. Законодательство ограничивает местные власти в возможности влиять на собственников, которые оставляют свои участки без использования. Агротуризм может быть хорошим вариантом компромисса, который позволяет и учесть интересы владельцев, и вернуть простаивающие земли в сельхозпроизводство.
Однако главной проблемой остается отсутствие классификации и стандартов качества для субъектов агротуризма. Этот пробел пока не позволяет ни адекватно контролировать качество услуг, ни сертифицировать гостевые дома с присвоением им категорий, подобно тому, как это делается в отношении гостиниц.
Опытом развития другого необычного проекта — культурно-образовательного туристического центра «ЭТНОМИР» — поделился с участниками форума его основатель и руководитель Руслан Байрамов. Проект, реализация которого началась в 2006 году, уже в 2010 году вышел «в ноль», сообщил Р. Байрамов, а по итогам 2011 года ожидается получение первой прибыли. Только масленицу в 2011 году в «ЭТНОМИРе» посетило более 7000 человек. Общая стоимость проекта после его завершения составит, по данным компании, $500 млн. Планируемая социальная эффективность проекта к 2020 году — 1200 новых рабочих мест и прием 3 млн. туристов и экскурсантов ежегодно.
Спрос на квалифицированных специалистов в туризме сейчас очень высок. Об этом рассказал в своем выступлении на круглом столе «Гостиничный бизнес и индустрия гостеприимства» в рамках форума Евгений Курбацкий, руководитель направления продаж HeadHunter (Калуга). «Динамика рынка труда в сфере «Туризм/Гостиницы/Рестораны» — одна из наиболее устойчивых к кризису, — пояснил он. — В настоящее время спрос на рынке превышает докризисный уровень на 27% по России, на 175% по Москве и в 4 раза — в Санкт-Петербурге».
Однако проблема в том, что по-настоящему опытных специалистов в индустрии не так много — уровень зарплат в сервисе невысок, и профессия зачастую воспринимается как временная, поэтому стимула к повышению мастерства у сотрудников нет. Между тем именно переподготовка и повышение квалификации являются ключевыми для специалистов «контактных профессий», полагает Юрий Лагусев, проректор Российской международной академии туризма.
Низким остается и качество сервиса на местах, готовность принимать туристов, уровень гостеприимства. Нужно изменение менталитета, считает Юлия Сигорская, главный редактор альманаха «Путешествие по России», чтобы местные жители видели в туристах желанных гостей, а не чужаков, достойных лишь того, чтобы им прокалывали шины и разбивали стекла в машинах.
Проблемы с дорогами, транспортная удаленность — еще одно препятствие на пути к развитию внутреннего туризма в России, прежде всего, автотуризма. В России плохо развиты межрегиональные поездки, отмечали участники форума, — турпотоки идут преимущественно в Москву и Петербург либо из них. Правда, иначе обстоит дело в Сибири, замечает Ю. Сигорская. Именно удаленность региона от основных туристических центров стимулирует развитие межрегионального туризма, и данное направление там гораздо сильнее развито, чем в европейской части России.
Среди прочих тем, которые обсуждали участники форума, были также регулирование ценовой политики в туристической отрасли, обеспечение безопасности туристов как важный фактор повышения привлекательности объектов, вопросы рекламы и продвижения туристических продуктов, формирование региональных брендов и другие вопросы.
В целом проведение форума стало важным событием для туристической индустрии — появилась еще одна площадка, где профессионалы смогли встретиться, обменяться мнениями и опытом, выработать совместные пути решения наиболее актуальных проблем. Также на пленарном заседании прозвучало предложение Н. Любимова — сделать следующий туристский форум в Калужской области международным под эгидой Федерального агентства по туризму, — которое встретило поддержку главы Ростуризма А. Радькова.
Опубликовано: 29 ноября 2011
Просмотров: 12138
Рубрики: Конференции, Новости регионов
Регионы: Калуга, Москва, Санкт-Петербург
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook