Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Как получить работу в кризис в самой динамично развивающейся отрасли - гостеприимстве?
Для тех, кто хочет получить интересную и высокооплачиваемую работу, индустрия гостеприимства – наиболее перспективное направление. Судите сами – несмотря на финансовый кризис, люди не перестают путешествовать. Чтобы стать профессионалом и достичь успеха в этом направлении бизнеса, за дипломом нужно отправляться в страну, где сфера гостеприимства, уже давно стала наукой; в страну, где находятся лучшие институты туризма и гостиничного бизнеса, - в Швейцарию. Чтобы выяснить особенности обучения в этой стране, мы обратились к специалистам по образованию за рубежом – в компанию AcademConsult.
ProHotel: Что из себя представляет индустрия гостеприимства сегодня?
Ирина Следьева (CEO): Представьте мир без Ritz, Hilton, Plaza, Marriott, Sheraton. Закройте мысленно все boutique hotels. Вообразите, что отель – это просто место Х-дневного проживания, где чисто и комфортно. Подумайте, что нет такого понятия, как «атмосфера и эстетика». Попробуйте свести уровень сервиса всех гостиниц Парижа до «хорошего среднего». Отмените все концептуальные рестораны отелей Цюриха… Представили? Я не могу.
Сегодняшний успешный отель – это уже не только чистота, комфорт, цена и отличный сервис. Поддерживаемые «на уровне» стандарты качества не являются преимуществами в современном мире. Это – необходимый атрибут любой гостиницы, которая хочет существовать на рынке. Успешный отель нашего века – это множество других extra - дизайн, стиль обслуживания, кухня фьюжн, место паломничества известных мира сего, рождение новых глобальных контрактов в конференц-зале, оборудованном по последнему слову и так до бесконечности.
В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Индустрия гостеприимства сегодня является ведущей для многих стран. В настоящее время она обеспечивает занятость более 250 млн. человек, то есть каждого восьмого работника в мире. Объемы впечатляют. Это миллиарды квадратных метров спален и оставленных чаевых, это новый тип «бизнес-потребителя» и ориентация на уникальность концепции. И прогнозы на дальнейший рост отрасли очень позитивны по всем исследованиям. Это объясняется ростом доходов населения, увеличением предложения дешевых авиабилетов, мобильностью современного мира и большим вниманием досугу в нашем обществе.
На самом ли деле тема качественного образования индустрии гостеприимства и туризма актуальна?
И.С.: А вы вдумайтесь, какая карьера ожидает молодого человека, который впервые зашел в 5-звездочный отель со служебного входа? Можно много сил потратить на получение работы в престижной гостинице и затем много лет работать в отделе обслуживания номеров или в службе приема гостей. Но об этом ли мечтает тот, кто идет на интервью к менеджеру по персоналу в отель «Европа»? Обычно на подобном собеседовании на вопрос «Кем Вы себя видите через 10 лет?» целеустремленный образованный молодой специалист робко или уверенно отвечает «Генеральным менеджером». И видит на лице интервьюера удовлетворенную улыбку - наш человек, нам такой подходит, хочет и будет работать. И молодой специалист начинает работать. Упорно, самоотверженно и с надеждой, что придет день, и он возглавит этот самый отель. Проходят годы, а он все еще ассистент в отделе бронирования, или все еще официант, в лучшем случае помощник менеджера по продажам. И тут возникают вопросы «а что же так медленно движется моя карьера?», «а где же перспектива?», «а когда же моя очередь?». И самый главный – «что же предпринять?».
Если вы хотите быстро сделать карьеру в отельном бизнесе, если вы хотите много путешествовать и общаться с интересными людьми, если ваш план – занять одну из ведущих позиций в этой отрасли, попробуйте подумать на тему: С чего начинали те, кто всего этого достиг? Кто руководит лучшими отелями города? На сегодняшний день, в основном, - иностранцы. Можно, конечно, объяснить это тем, что лучшие отели принадлежат международным компаниям. Но почему же эти компании не могут доверить управление отелем русскому специалисту? Ведь он лучше знает специфику бизнеса в стране, он говорит по-русски, он пока еще рассчитывает на меньшую зарплату. Но все эти плюсы «русского руководителя» все-таки не перевешивают главного минуса - у него нет специального образования.
Как же можно решить эту задачу качественного образования?
Профессиональная страсть и желание работать – это первая часть уравнения. Вторая часть – получение навыков и квалификаций, которые требуются для такой позиции. Например, Атакан Турхан (генеральный менеджер "Park Inn by Radisson Пулковская") окончил Anadolu University по специальности "Управление бизнесом" в Стамбуле и Bosphorus University по профилю "Управление отелями" там же. Или, Петри Исомяки (генеральный директор Sokos Hotels в Санкт-Петербурге) окончил политехнический университет Лаури в Хельсинки по специальности «Организация гостеприимства и конгрессно-выставочного бизнеса» в 2001 году, а в 2013 году получил степень MBA в университете Суррей в Англии. К сожалению, в России пока нет ни одного вуза, который бы котировался в мире гостиничного бизнеса.
Так какое образование нужно получить, чтобы быть стать генеральным менеджером отеля? Где учиться?
Страна №1 в мире для получения диплома в гостиничном управлении - Швейцария. Это небольшое государство в самом центре Европы славится своим высоким уровнем жизни, безопасностью, целебным климатом (именно в этой стране возникали первые курорты и санатории) и вечным нейтралитетом (достаточно сказать, что эта страна вот уже 500 лет не участвовала ни в каких международных конфликтах). Швейцария считается Меккой гостиничного бизнеса, потому что первая в мире создала модель образования в индустрии гостеприимства, и ее школы считаются эталонными. Это единственная страна, где сервис давно стал наукой. Школы гостиничного бизнеса Швейцарии готовят управленческий персонал. Их можно назвать «отельными бизнес-школами». Это - решение для тех, кто хочет занять руководящую должность в респектабельном отеле или ресторане класса «люкс», стать шеф-поваром или создать собственную компанию.
В Швейцарских школах гостиничного бизнеса в год обучаются тысячи студентов. Из них примерно 45% молодых людей и 55% девушек. Основной возраст студентов 21-24 года. Обучение в институтах многоступенчатое: в зависимости от длительности и программы обучения студент может получить швейцарский, американский или британский диплом в области управления гостиничным бизнесом. Учиться можно от 6 месяцев до 4 лет. Для выпускников школ – это программа на 2-3 года. Четыре года обучения ведут к получению степени магистра и степени MBA. Для выпускников вуза – программа от полугода до 2 лет. Уже первые два года обучения в институте на бакалавриате дают возможность получить швейцарский диплом и право на работу по специальности. Проучившись 3,5 года, студент получает диплом бакалавра, который дает право занимать управленческую должность не только в отеле, но и ресторане, авиакомпании, курортном комплексе.
А для тех, кто уже получает или получил первое высшее образование, или даже уже работает в данной сфере это обучение подходит?
Диплом второго высшего образования или магистратура, предлагаемые в школах гостиничного бизнеса Швейцарии, безусловно, могут быть интересны и тем, кто уже работает в сфере гостеприимства, но ощущает недостаток знаний, необходимых для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Если же вы учились в институте на другой специальности, но очень хотите работать в гостиничном деле, вы можете пройти постдипломную программу длительностью около полугода или 1 года и получить новую квалификацию для новой карьеры.
Что же такого преподается и как проходит обучение на этих программах, что этот диплом так много может дать?
Здесь преподаются следующие предметы: сервировка стола и организация питания, управление баром, продажи и маркетинг, финансовый менеджмент, стратегическое планирование, туризм, управление курортами и развлекательными комплексами, развитие спа-отелей, управление событиями, управление в спорте и другие бизнес-дисциплины. Особое внимание уделяется изучению международного права, информационных технологий и, конечно, иностранных языков. Ведь в Швейцарии, где статус государственного присвоен одновременно четырем языкам, невозможно не заговорить на двух европейских языках.
Преподавание в институтах ведется на английском, а другие иностранные языки включены в программу. Так что студентам придется много учиться, много говорить и много общаться. Тем более что на обучение в академии туризма приезжают молодые люди со всего мира. И это не случайно: гостиничный бизнес - это дело для тех, кто любит встречать новых людей, создавать комфорт, любит неожиданные знакомства, готов осваивать знания, накапливать опыт и работать в разных странах.
Но почему же именно в Швейцарии Вы рекомендуете получать диплом по специальностям гостеприимства, туризма и ресторанного бизнеса?
Одна из сильнейших сторон швейцарского высшего образования - практическая направленность. И практика в области гостиничного (как правило, очень хорошо оплачиваемая) - она из важнейших составляющих образования. В обязательную программу обучения включена ежегодная оплачиваемая стажировка в течение 4-6 месяцев (полгода учеба + полгода работа). Место практики студенту помогает найти специальная служба распределения институтов, причем не обязательно в Швейцарии, но и в других европейских странах. Заработная плата во время стажировки в Швейцарии – более 2 000 долларов в месяц. Основная часть стажировок проходит в немецкоязычной части Швейцарии (в 2 раза больше чем во франкоязычной).
Зачастую уже во время стажировки заключаются договоры на работу. Только академии туризма Швейцарии проводят ежегодные ярмарки вакансий c компаниями-работодателями со всего мира - мероприятие, на которое приезжают более 50 известных компаний, чтобы заключить договор на стажировку или на работу со студентами или выпускниками. Вузы сотрудничают с такими престижными сетями, как Hyatt, Four Seasons, Accor Group, Kempinski, Ritz Carlton, Marriott, Shangri-La, FRHI Hotels и др. Выпускники программ работают в лучших гостиницах в самых разных странах. Так, 80% выпускников академий туризма Swiss Education Group занимают руководящие должности или создают свои собственные компании в России или за рубежом. Университеты туризма Швейцарии оказывают помощь выпускникам в трудоустройстве. Большинство студентов получают контракты на работу еще до получения диплома. 23% рабочих контрактов — в Европе, 20% — в Америке и 17% — в Швейцарии. В последние пару лет интересными предложениями русских выпускников балуют и известные отели Москвы. Все-таки уровень зарплат в нашей столице уже достиг европейского.
А еще набор в университеты Швейцарии проводится 4 раза в год – можно выбрать удобное время начала.
Звучит очень заманчиво! Но и стоит, наверное, такое обучение дорого?
Конечно, такие программы в Швейцарии недешевы. Однако инвестиции окупаются уже в течение первых 2 лет. Менеджер среднего звена в Лондонской гостинице зарабатывает около 28 000 фунтов в год, в Цюрихе – около 139 000 франков в год, в Париже – около 36 000 евро. Доходы тех, кто работает на руководящих позициях в индустрии гостеприимства, очень высоки. Топ-менеджер отеля в Лондоне зарабатывает около 130 000 фунтов в год, в Цюрихе – 430 000 франков, в Москве 3 100 000 рублей, в Париже около 145 000 евро.
Также доступны кредиты на обучение за рубежом от российского банка. И что удобно – сам кредит можно начать выплачивать уже после окончания обучения, то есть тогда, когда вы уже сами зарабатываете.
Как же принять правильное решение до того, как платить за вуз?
Важно то, что, например, академии туризма группы SEG предлагают бесплатно попробовать, что такое их образование: для вас - бесплатная поездка по институтам туризма в Швейцарии, бесплатные консультации и тестирование, бесплатное зачисление в вузы и многое другое. Дни открытых дверей — это мероприятие для тех, кто заинтересован в получении образования в Европе в сфере туризма, гостиничного бизнеса и кулинарии. Вы посетите от 1 до 4 университетов в Швейцарии за 1-2 дня. Мероприятие - абсолютно бесплатное. Вы можете поехать в сопровождении 1-2 членов семьи. Вам будет предоставлено проживание 1, 2 или 3 ночи в отеле в зависимости от того, сколько институтов вы хотели бы посетить. Во время посещения кампусов все вы будете обеспечены бесплатным питанием и трансфером между городами. Открывая для себя каждый из институтов, его программы, условия проживания, атмосферу, вы сможете выбрать тот вуз, который подойдет именно вам.
А есть ли альтернативы Швейцарии?
Сейчас по швейцарской модели обучения преподают некоторые вузы в других странах – в основном филиалы швейцарских академий туризма в Испании, Греции, ОАЭ. Обучение в этих странах имеет свое неоспоримое преимущество – оно немного дешевле. Основной критерий при выборе школы гостиничного бизнеса должен быть – признание диплома ассоциациями школ гостиничного бизнеса и аккредитующими организациями, такими как ASEH (Ассоциация Швейцарских Школ Гостиничного Бизнеса), EFAH (Европейский Фонд Ассоциации Школ Гостиничного Бизнеса), HCIMA (Ассоциация Обслуживания Отелей и Международного Менеджмента, Великобритания), NEASC (Ассоциация школ и колледжей, Новая Англия, США). А также очень важно увидеть, где же работают выпускники школы, какая должность была им предложена после получения диплома.
Подытожим, диплом университета Швейцарии – что он дает тому, что хочет занять руководящую должность в отеле или ресторане, стать шеф-поваром или создать собственную компанию?
Ирина Следьева:
• работу в международной компании за рубежом: управленческая должность в отеле, ресторане, авиакомпании, курортном комплексе, спортивном клубе
• навыки и связи для открытия своего бизнеса
• хороший заработок
• обучение включает высокооплачиваемую работу (полгода учеба + полгода работа, зарплата от 2160 шв. франков в месяц)
• вы никогда не останетесь без работы: индустрия гостеприимства - работодатель №1 в мире
• вам будет не страшен кризис: управление в гостеприимстве – одна из самых перспективных профессий
• проживание в красивом месте: большинство выпускников работают в отелях класса «люкс».
Опубликовано: 01 марта 2016
Просмотров: 18359
Рубрики: Образование и Курсы, Интервью
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook