Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Гастрономический туризм: интервью с Еленой Меркуловой
Можно ли всерьез говорить о том, что гастротуризм в России — это одно из самых быстрорастущих направлений внутреннего туризма?
Начнем с того, что такое гастрономический туризм? Это путешествие в различные регионы для ознакомления с местными кулинарными традициями, с местными продуктами и особенностями национальной кухни. Задача туристов – не просто вкусно поесть, а продегустировать уникальные продукты и блюда, и через эти продукты ознакомиться с культурой страны или региона. Многие страны разрабатывают специальные гастромаршруты. В первую очередь это европейские страны, часть азиатских, например – Таиланд, Китай, Индия. У них есть уникальные продукты и блюда, которые на сегодняшний момент, в сферу большого информационного покрытия известны всему миру. Сейчас перспективы развития гастрономического туризма в России очень высокие, но еще очень рано говорить о том, что это у нас быстрорастущее направление. Потому что в гастротуризме главное слово “гастро”. А у нас пока гастрономия, на которую специально едут туристы, только начинает развиваться и находится лишь в начале пути.
Какие регионы наиболее привлекательны для туристов и почему? Есть ли уже в России какие-то популярные гастротуры?
На сегодняшний момент, у нас начали активно развиваться локальные продукты, “гастро” подразумевает, что у тебя 1) есть какая-либо ферма, с интересным продуктом, на которую туристы специально могут приехать, например поместье или определенная сыроварня 2) это рестораны, которые пользуются популярностью, имеют уникальное меню и в которые специально приезжают. У нас этого пока мало. В основном есть так называемый городской туризм, то есть, когда ты едешь по своей стандартной программе в командировку или смотришь достопримечательности, но в дополнение к этому посещаешь рестораны, рынки, пробуешь местную кухню и продукты, которые характерны этому региону и через гастрономию знакомишься с местной культурой.
Если говорить о ресторанах, в которые специально приезжают, то это в первую очередь Москва.
Многим туристам нравится Сибирь и Алтай, но на сегодняшний момент, с точки зрения гастрономического путешествия, это пока не очень востребованные направления, потому что находятся далеко и достаточно дорого стоят. Сейчас активно осваиваются центральные регионы: Воронеж, Тверь, Владимир, Ярославль. Также ездят в Астрахань, чтобы познакомиться с дикой рыбой. Если говорить о фудмаршрутах, то чаще всего ездят на конкретные фермы: сыроделие, животноводческие фермы и т.д. Пытаются делать гастротуры во Владимирской, Суздальской областях, но пока это только самое начало. Потому что, еще раз повторюсь, чтобы был гастротуризм необходима - сама гастрономия и качественное продвижение самого продукта.
Насколько гастротуризм в России интересен иностранцам или это пока внутренняя история
Специально из Америки или Европы прилететь в Россию на ферму, на данный момент сложно, потому что и ферм таких мало, о них недостаточно информации, да и потребности пока никакой нет. Сначала надо показать миру, что у нас есть гастрономия, что она из себя представляет и чем она может быть интересна.
Гастротуризм - это когда ты можешь поехать специально на ферму, например в Италию где выращивают трюфели, или в 3-х звездочный Мишленовский ресторан, у нас пока что даже Мишлен не пришел в Россию. Но в российские рестораны, которые входят в “ТОП 50 Лучших ресторанов мира”, уже приезжают гастротуристы. Уверена, что с каждым годом их будет больше.
Есть ли у нас потенциал создать продукты-гастробренды, которые были интересны туристам, как например швейцарский сыр? Почему у нас их не было раньше ?
У нашей страны огромный природный потенциал, просто в советское время это было никому не нужно, были другие стандарты и задачи. Сейчас создается матрица этих продуктов, но впереди еще предстоит большая работа по их продвижению, чтобы они стали узнаваемыми. Почти в каждом регионе есть 3-4 продукта с географическим индикатором, которые могут обладать и своим уникальным вкусом, и формировать гастрономический образ.
Уже сейчас государство запускает специальные программы по продвижению на зарубежном рынке самих продуктов и русской кухни.
Что делает сейчас государство для развития гастротуризма в России и какой помощи не хватает? Какой опыт других стран введения федеральных программ способствующих развитию гастротуризма был успешен и, что можно внедрить у нас ?
Если говорить о локальных продуктах, то в Европе многие государства поддерживают и организовывают консорциумы, например Пармской ветчины, активно занимаются формированием и продвижением своего продукта, помогают выходить на рынок с единой позицией. Мы пока этого не делаем, у нас государство пока только формирует правила игры для развития продуктов с географическим местом происхождения.
Но если конкретный производитель созрел и готов выйти на зарубежный рынок, вот тогда ему уже помогают. Ему компенсирует получение сертификатов, помогают принять участие в определенных выставках и частично компенсирует расходы.
Но все равно это не вывод продукта, например волжской сельди, на мировой рынок. Тем не менее, у нас тоже сделаны первые шаги по экспортной программе за рубежом, если говорить о продуктах, которые могут быть основой гастротуризма.
Есть еще такая важная составляющая туризма, как фестивали. И на данный момент Ростуризм и администрации регионов начали активно проводить фестивали местной кухни. Мероприятия с таким родом активностей привлекают дополнительный поток туристов но, в первую очередь, конечно, это внутренний туризм. Наконец, становится понятным, что необходимо наносить Россию на гастрономическую карту мира, повышать туристический интерес и развивать экспортный потенциал.
Сможет ли гастротуризм стать настоящим стимулом для повышения уровня всей индустрии гостеприимства в целом?
Гастротуризм - это высшая точка в индустрии гостеприимства, т.е. когда приезжают специально на какой-то продукт или кухню это говорит об очень высоком уровне развития.
И, конечно, с развитием гастрономии и гастротуризма расширяется инфраструктура и формируется ресторанная карта региона, появляются разные фестивали и другие центры притяжения. Все это двигает рынок и способствуют увеличению турпотока и развитию ресторанного и отельного бизнеса.
Опубликовано: 17 сентября 2018
Просмотров: 12210
Рубрики: Гостиничный бизнес, Интервью
Регионы: Санкт-Петербург
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook