Рубрики
Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Размещено:
«БЕЛЫЕ ДНИ» ОТЕЛЬЕРОВ
АННА ДЖАНИБЕКОВА, КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ
Турфирмы и отели Санкт-Петербурга создали программу «Белые дни» — чтобы показать путешественникам, что зимой их город может быть не менее интересным, чем летом. Туристического бума это пока не вызвало, зато гостиничный рынок начал развиваться очень активно.
«Белые дни» — это торговая марка. Ее решили создать пять питерских отелей класса люкс — «Европа», «Астория», «Англетер», «Рэдиссон SAS» и «Corinthia Невский палас» при участии Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ). В рамках программы ведется активная рекламная кампания туристических возможностей города, организуются ознакомительные туры для иностранных агентов и журналистов. Кроме того, отели собираются предоставлять специальные скидки и комиссионные для операторов-партнеров. «Белые дни» придуманы для того, чтобы сократить мертвый сезон, который сейчас длится в Питере почти девять месяцев в году.
Северная столица переживает сегодня туристический кризис. Местные власти рассчитывали, что после празднования 300-летия города желающих посмотреть на Эрмитаж и Петропавловскую крепость станет на порядок больше, но этого не произошло. По данным Комитета по внешним связям и туризму Петербурга, туристический поток за 2005 год вырос всего на 5,48%. Город ежегодно посещают примерно 3 млн. туристов. В туристических компаниях уверяют, что приехало бы больше, если бы гостей было где размещать. Сейчас в Петербурге всего 137 гостиниц, они могут принять порядка 30 тыс. постояльцев.
Недостаток средств размещения и постоянный рост цен на услуги отелей, которые сейчас принимают туристов, спровоцировали спад потока, невиданный с конца 1990-х. Обычно в летний сезон гостиницы загружены на 100%, а в прошлом году поток иностранцев снизился на 20—30%. Многие участники рынка винят в этом самих себя. Цены на обычные одноместные номера в отелях колеблются от 100 евро в сутки в небольшой частной гостинице до 500 евро в отеле, которым управляет западный оператор. Для сравнения: гостиница туристического класса в Берлине обойдется всего в 35 евро на человека в сутки.
Сейчас в Питере на тысячу жителей приходится всего пять гостиничных номеров. В Москве этот показатель равен 10, в Праге — 13, а в Амстердаме — 35. О голландском гостиничном рае в Питере можно только мечтать.
Еще в 2001 году администрация города издала распоряжение «О мерах по поддержке инвесторов, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов гостиничной и туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга». Но поддержать инвесторов реально не смогла. Поэтому новые гостиницы стали относительно активно появляться в городе лишь в прошлом году. Зато сейчас традиционный отельный сегмент и бизнес владельцев мини-отелей развивается столь активно, что предстоящий летний сезон Питер рассчитывает встретить достойно.
По высшему разряду
Специалисты СЗРО РСТ считают, что в Петербурге хорошо представлены гостиницы высшей категории — пятизвездные. Действительно, глав государств, которые приезжают в Питер для участия в различных саммитах, есть где разместить. «Астория», «Европа», комплекс «Константиновский дворец» — фешенебельные отели, управляемые известными мировыми операторами — Kempinski, Corinthia Hotels International, Forte & Le Meridian Hotels, Radisson SAS Hotels & Resorts.
В недалеком будущем в Питере должен появиться даже отель категории «шесть звезд» — первый в России. Индонезийская компания Sampoerna объявила о строительстве отеля на площади Островского. Стоимость проекта — $80 млн. Индонезийцы планируют открыть отель к концу 2007 года. Sampoerna позиционирует проект как де-люкс — в гостинице будет 71 номер площадью не менее 70 кв. м каждый, комплекс SPA, бассейн, зимний сад, бизнес-центр и подземный паркинг на 20 машин. Правда, отельеры затрудняются четко определить, каково должно быть качество услуг в отеле, претендующем на «многозвездность». В системе классификации гостиниц, принятой Федеральным агентством по туризму, категория «шесть звезд» также отсутствует. Пока на месте будущего шестизвездного отеля красуется башенный кран.
Тем временем администрация города подбирает для новых отелей класса люкс престижные места в центре города. Планируется, что компания «Ленэнерго» освободит здание на Марсовом поле и Росимущество выставит памятник архитектуры на торги с обязательным условием строительства отеля. Как уточнили в КУГи Петербурга, принципиальное согласие Росимущества есть, но когда будет реализован проект, пока сложно спрогнозировать. По оценке участников рынка, лучшего места для отеля в центре Петербурга не найти. Специалисты подсчитали, что реконструкция здания обойдется потенциальному инвестору примерно в $10 тыс. за квадратный метр.
Петербург и москвичи
Правительство Петербурга приняло Программу развития туристической отрасли на 2006—2010 годы. На ее реализацию город планирует выделить 1 млрд. рублей. Программу специально презентовали в Москве: считается, что потенциальный инвестор живет именно в столице. Это не лишено оснований — например, открывшаяся в прошлом году гостиница Novotel построена на деньги московской компании «Галиас-Терминал». Управляет отелем французский оператор Accor, у которого есть два отеля в Москве.
Москвичи все чаще присматриваются к питерскому рынку. Здесь появляются столичные гипермаркеты, рестораны и гостиницы, построенные московскими строительными компаниями. ОАО «Московская инвестиционно-строительная компания» (МИСК) с участием правительства Москвы, «Интеко», «Главмосстроя», СУ-155, «Москапстроя» и «Декра-групп» строит дороги в спальных районах города и также получило одобрение Смольного на реализацию проекта по строительству гостиницы в Петергофе. ООО «Отель Бизнес-сити», структура московской группы «Металлоинвест-маркет», купило гостиницы «Южная» и «Турист». ООО «Тесса» недавно открыло трехзвездный отель «Амстердам», вложив в строительство $1,5 млн. Московский же «Еврофинанс Моснарбанк» стал совладельцем гостиницы «Октябрьская». По словам генерального директора этого отеля Владимира Иванова, на реконструкцию помещений и фасада будет потрачено $16 млн. Любимый российскими поп-звездами и актерами отель похорошеет, правда, его номерной фонд от этого уменьшится на 40%.
Mirax group сейчас ищет в Питере земельный участок, подходящий для строительства пятизвездного отеля, который должен войти в сеть Hayat. Вынашивает планы по возведению гостиницы в городе и сеть Riva hotels. Компания «Отель «Садко», представляющая интересы НК «Русснефть», проявила интерес к строительству в Питере гостинично-конгрессного комплекса. Кстати, специалисты считают, что сегмент делового туризма для города на Неве — самый перспективный.
Девять отелей среднего класса планирует построить и близкая к московскому бизнесу компания «Лиговский проспект, 54». Сейчас она возводит гостиницу Ibis недалеко от Московского вокзала. Генеральный директор компании Дмитрий Бронштейн как-то заметил губернатору, что строительство пошло бы быстрее, если бы не предприимчивые соседи. Оказалось, что некое ЧП «Рыбин» устроило в одном из домов на месте будущего отеля частную гостиницу. Валентина Матвиенко обещала разобраться. Подобных разборок теперь ждут многие частные предприниматели, купившие многокомнатные питерские коммуналки и превратившие их в мини-отели.
Мода на мини
Перед 300-летием Петербурга частные предприниматели активно скупали коммуналки и квартиры, надеясь быстро заработать на туристах. Жилье приобреталось преимущественно на первых этажах зданий: его проще перевести в нежилой фонд и открыть мини-отель или апартаменты для гостей. Но позже юридические фирмы Питера нашли способ перевода в нежилой фонд помещений на любых этажах. Большая часть мини-отелей расположена в историческом центре города — на Невском проспекте и примыкающих к нему улицах и переулках. Теперь в одном внутреннем дворике Невского проспекта можно найти четыре мини-отеля, а на короткой Конной улице — два, «На Конной» и «Холстомер».
Фирма «Анабель» является не только владельцем, но и управляющей компанией. Тремя мини-отелями она владеет, а пятью — управляет. По словам генерального директора «Анабель» Ирины Курылевой, для открытия мини-отеля требуется $250—500 тыс. Компания находит инвесторов, подбирает коммунальную квартиру, расселяет ее. Перевод помещения в нежилой фонд, ремонт, согласование документов в районной межведомственной комиссии занимает два-три месяца. Из восьми гостиниц фирмы «Анабель» три принадлежат московским компаниям, одна — иностранной. «Сейчас занимаемся расселением еще двух коммуналок на Невском проспекте, чтобы открыть гостиницу на 100 номеров», — говорит Курылева.
Помещение в центре, где может разместиться небольшой отель, стоит в среднем $800—1500 за квадратный метр. Мини-отель обычно регистрируется как ООО или как ЧП, в соответствии с этим выбирается и система налогообложения. Сертифицировать этот вид деятельности не обязательно, но сертификат может добавить бизнесу солидности — его обычно показывают гостям или вешают в рамочке возле стойки ресепшн. Правда, сейчас владельцы мини-отелей опасаются, что Смольный введет для них особые нормы и правила, которые могут сделать бизнес менее рентабельным.
Ассоциация «Отели на Невском» открыла свой первый мини-отель, на три номера, еще в 2002 году. Сейчас в ней уже четыре небольшие гостиницы. Рассчитаны они в основном на бизнес-клиентов — тех, кто приехал в Петербург по делам. В среднем в каждом мини-отеле примерно 15 номеров. Правда, сейчас многие подобные средства размещения идут на увеличение номерного фонда, чтобы иметь возможность принимать группы туристов. Стоимость одноместного номера в мини-отеле пока составляет от 110 евро в сутки.
Владеют мини-отелями и физические лица, и компании — соотношение составляет где-то 50 на 50. Большинство владельцев-юрлиц с гостиничным бизнесом никак не связаны — это, как правило, торговые фирмы, занимающиеся складами и магазинами. Недавно свою мини-гостиницу на Суворовском проспекте открыла даже транспортная компания «Окдайл».
Демократичные мини-отели пользуются большим спросом, чем традиционные пятизвездные гостиницы. Но трудности с продажами номеров есть и у них. По словам владельцев мини-отелей, в сезон белых ночей, с середины мая до конца июня, их гостиницы работают со 100-процентной загрузкой. В июле заполняемость падает до 70%, а затем начинает стремительно уменьшаться. Но мини-отели надеются, что спрос в этом году вырастет — пусть даже не в сезон «Белых дней», а летом. Все ждут встречи «Большой восьмерки» в Петербурге. Президенты разъедутся в отели люкс, а мини-отели достанутся антиглобалистам.
Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте
первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook