Тема недели
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Компания DOMO проводят свой первый стратегический бизнес-завтрак для владельцев и управляющих отелей!
Выйти из тени
Рынок отелей в Перми развивается крайне неравномерно. Одни эксперты называют его полем непаханым, другие говорят о его перенасыщенности, третьи предрекают уже в ближайшем будущем появление мировых брендов.
Вне системы. Пермский рынок гостиничных услуг сегодня демонстрирует динамичное развитие и приближается к той фазе, когда уже не количество, а качество играет основную роль. Расширение объемов строительства отелей в Перми стало продолжением общероссийских тенденций в этом секторе. Однако, как отмечают эксперты, развитие происходит неравномерно, ситуация улучшается только в более привлекательном для инвесторов дорогом ценовом сегменте, а рынок мини-отелей по-прежнему не насыщен.
По оценкам специалистов, еще 4–5 лет назад в Перми вообще не было отелей, близких к мировому уровню. По данным Пермьстата, наибольшая единовременная вместимость в пермских гостиницах была зафиксирована в 1990 году и составила 10,5 тыс. мест при числе гостиниц 131, наименьшая — в 2004 году, число гостиниц тогда — 52.
В настоящее время, по информации департамента маркетинга и консалтинга PTDN realty group, на пермском рынке гостиниц функционирует около 50 объектов. Это как частные мини-отели на 3–4 номера, так и большие гостиничные комплексы, включающие свыше 400 номеров. Самыми крупными игроками эксперты называют отели категории 3 звезды: Grand Hotels Amaks, New Star Hotel, Eurotel; компанию «Пермтурист», владеющую гостиницами «Урал» и «Прикамье», а также Plaza Olympia, которая в конце августа первая в крае официально получила статус четырехзвездной гостиницы.
Эти отели, наиболее конкурентоспособные с точки зрения соответствия современным требованиям, делят между собой основной поток гостей. Помимо широкого спектра дополнительных услуг, крупные гостиницы, как правило, стараются выделяться на рынке собственным стилем и дизайном интерьера. Это отели vip-класса, ориентированные в основном на бизнес-туристов (деловые командировки, семинары, обучение). На крупных игроков во многом ориентируются в своей деятельности и в вопросах ценообразования малогабаритные гостиницы.
Мини-отели на 6–10 номеров на пермском рынке представлены слабо и существенного влияния на него не оказывают, занимая в общей сложности 5–7 %, притом что, как отмечают эксперты, этот формат очень перспективен. «За ними будущее, — говорит заместитель директора пермского филиала «Института корпоративного развития» компании «Ренова» Николай Иванов. — Они рассчитаны на людей со средним уровнем доходов, которым сегодня приехать в Пермь довольно сложно. Этот вопрос связан с туристической привлекательностью региона в целом: чем он интереснее для туристов, тем больше спрос на мини-отели. С другой стороны, эта связь взаимообратна. Пока мы не сможем предложить недорогие отели нормального уровня, поток гостей не будет таким интенсивным, каким был бы при насыщенном рынке».
Участники рынка замечают, что инвесторы сегодня во многом ориентированы на вложение средств в крупные отели, поскольку дорогие проекты наиболее рентабельны. Срок окупаемости инвестиций колеблется от 6 до 10 лет в зависимости от уровня вновь построенного либо реконструированного отеля.
Специалисты департамента маркетинга и консалтинга PTDN realty group выделяют также гостиницы, построенные в советские годы и зачастую имеющие более выгодное по сравнению с новыми отелями местоположение в силу своих почти монопольных прав в годы строительства, например гостиницы «Динамо», «Центральная», «Профсоюзная». Такие гостиницы предоставляют все основные виды услуг, от ресторана и прачечной до парикмахерской и конференц-зала. Однако слабыми их сторонами, по оценкам экспертов PTDN, можно назвать не всегда оригинальный дизайн, планировку, не удовлетворяющую современным требованиям, уровень обслуживания с «привкусом советского уклада».
В общем, рынок четко не структурирован. Разделить отели по категориям невозможно, официально сертифицирована как 4-звездочная лишь одна гостиница — Plaza Olympia, а остальные во многом сочетают в себе предложения разного уровня, в них есть как дорогие vip-номера, так и более приемлемые в ценовом отношении.
Мест нет. По данным департамента маркетинга и консалтинга PTDN realty group, в среднем на пермском рынке гостиничного бизнеса загруженность сегодня составляет 40–50 %. Дефицит номерного фонда ощущается лишь в периоды проведения массовых мероприятий. Недостаточная развитость гостиничного бизнеса в краевом центре, считают специалисты, обусловлена его профилем промышленного объекта. В связи с наличием ряда ранее секретных производств Пермь долгое время была закрыта для иностранцев. Сегодня развитие туризма в крае во многом зависит от программы, разрабатываемой региональными властями и направленной на продвижение этой сферы экономики, в связи с чем прогнозировать массовое появление туристов в ближайшие 3–4 года пока не представляется возможным. Тем не менее потребность как в гостиницах высокого класса, так и в недорогих отелях в последнее время только возрастает.
«В Перми все больше открывается филиалов крупных российских предприятий, чаще проводятся значимые для города культурные мероприятия, — говорит директор гостинично-развлекательного комплекса Amaks Premier Hotel Любовь Рудных. — Но пока коэффициент насыщения при анализе емкости рынка (количество мест в гостиницах на 1000 человек) — 3,39. В то время как среднероссийским показателем нормальной емкости рынка гостиничных услуг принято считать 6–8 мест на 1000 человек».
О недостаточной насыщенности рынка говорят многие его участники. «Появление новых современных отелей, несомненно, позволило пермскому рынку выйти на более высокий уровень развития, однако лишь в самой небольшой степени удовлетворило спрос, — комментирует Николай Иванов. — За два-три дня в престижном отеле заказать номер практически невозможно, а уровень средних отелей зачастую неприемлем для приезжих топ-менеджеров. Таким образом, в дорогом ценовом сегменте спрос стабильно превышает предложение, а проблема более дешевых гостиниц зачастую в качестве предлагаемых вариантов».
Однако не все эксперты едины в подобной оценке. По словам специалиста одного из крупных отелей Перми, гостиничный рынок в краевом центре достаточно насыщен номерным фондом: «Вы не найдете ни одного отеля, который был бы в обычные дни загружен на 100 %. Сегодня в широко разрекламированных гостиницах можно наблюдать одну и ту же картину: темные стекла и слабо светящийся холл. В целом по городу гостиницы заполнены в будни всего на 20–30 %. Поэтому, на мой взгляд, рынок вполне развит и даже перенасыщен. Можно, конечно, настроить много новых высококлассных отелей, однако будут ли они востребованы? Всеми услугами самого современного качества располагают уже существующие пермские отели. Клиенты просто плохо информированы».
Любовь Рудных не менее позитивно отзывается о качестве услуг в пермских гостиницах: «Большинство отелей сегодня стремится предоставить гостям не только полный пакет дополнительных услуг, но и соответствующее их качество. Это связано с тем, что многие российские гости и иностранцы знакомы с хорошим обслуживанием, чего требуют и от региональных отелей. Очень актуальным является сейчас сочетание предоставления не только гостиничных, но и конференц-услуг. Полный спектр бизнес-услуг включает возможность заниматься бизнесом, проводить конференции, конгрессы, семинары, тренинги и банкеты».
Участники рынка сходятся во мнении, что дополнительными услугами, набор которых в Перми вполне отвечает как минимум московским стандартам, сегодня уже никого не удивишь. В отелях среднего класса есть ресторан, прачечная, спортивный и тренажерный залы, парикмахерская, детская игровая комната, авиа- и железнодорожные кассы, парковка. Более дорогие гостиницы добавляют к традиционному перечню бассейн, конференц-зал, массажный кабинет, салон красоты, сауну, бильярд, казино, мини-бары, джакузи и Интернет в номерах. Цены в среднем, по данным PTDN, варьируются от 1500 до 4000 рублей в сутки в менее дорогих отелях и от 4000 до 5 000 — в более современных.
Несмотря на то что качество сервиса неуклонно повышается, говорить о его совершенстве пока рано. По оценкам специалистов департамента маркетинга и консалтинга PTDN realty group, прошло не так много времени с момента начала строительного бума в сфере гостиничного бизнеса, отели с долговременным присутствием на рынке еще не успели перестроить свою деятельность в соответствии с современными требованиями. Для большинства из них это длительный процесс вследствие их низкой мобильности, обусловленной большими размерами, а также из-за того, что гостиничный бизнес в Перми слишком долго стагнировал. В целом соответствие цен и качества услуг достигнуто в дорогом сегменте и не в полной мере отражено в средней ценовой категории.
По пути общепита. Повышению уровня качества услуг будет способствовать растущая конкуренция. В мнении, насколько она сегодня высока, участники рынка расходятся, однако многие полагают, что пермский рынок сегодня открыт для новых игроков, в том числе иногородних. «Гостиничный бизнес в Перми сегодня — во многом поле непаханое, серьезной конкуренции нет, — говорит Николай Иванов. — О ней реально можно будет говорить только тогда, когда в дорогом сегменте появятся 3–4 российских или мировых бренда».
Уже сегодня на пермский рынок планирует выйти всемирно известная американская компания Hilton со своим партнером London&Regional Property Limited. Также в Перми, по информации PTDN, планирует строительство гостиницы московская компания ООО «КаСА-Строй», учредителями которой являются турецкие фирмы Kayi Insaat и E-I Group. Строительство гостиницы предполагается и в проекте реконструкции центрального рынка. Кроме того, на месте бывшей табачной фабрики уже расчищена площадка под гостиницу «Астра», строительством которой занимаются структуры группы «Ренова». Комплекс будет состоять из 4-звездочного отеля, который сегодня позиционируется как самый дорогой и престижный в Перми, офисного центра и развлекательной части. «Ренова» уже ведет переговоры о привлечении к этому проекту оператора с мировым именем наподобие «Мэриот» или «Рэдиссон».
«Говорить о том, что иностранные компании, заявив о своем желании выйти на пермский рынок, не могут в действительности осуществить свои планы, неверно, — комментируют в службе маркетинга Plaza Olympia. — Это довольно длительный процесс, который, кстати, сегодня в регионе активно развивается, но пока на уровне переговоров, согласований. Раньше этот вопрос не возникал, потому что не было спроса на отели высокого уровня и была не готова материальная база: площадки, инфраструктура, транспортные развязки. Мировые бренды могут появиться в Перми уже через 1–2 года».
«Конкуренция на рынке отелей уже сегодня достаточно сильная, — замечает Любовь Рудных. — Для нас, с одной стороны, появление новых конкурентов — это небольшой стресс, а с другой — важный рычаг для дальнейшего движения вперед».
Николай Иванов в свою очередь находит интересное сравнение: «Рынок гостиничного бизнеса в Перми развивается по аналогии с рынком общественного питания. Лет пять назад в городе работали либо очень дорогие рестораны, либо мелкие «забегаловки». Федеральным сетям вследствие слабой конкуренции было легко вступать на рынок. Сегодня проблем с нормальными местами, где можно хорошо посидеть и вкусно поесть, не возникает у любой категории клиентов. Конкуренция жесткая, новых игроков не жалуют. Судя по всему, ситуация с развитием гостиничного бизнеса развивается в этом же направлении».
Опубликовано: 01 октября 2007
Просмотров: 9703
Рубрики: Гостиницы России, Статистика и Исследования
Регионы: Пермь
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook